2 Cor 1: 1-2: 13 - ( 1)

Если первое послание апостола Павла к Коринфянам было написано в 55 году после Р.Х., тогда его второе послание могло быть написано одним годом позже.

ВВЕДЕНИЕ—1:1–11

В этом послании Павел обращается к тем проблемам Коринфской церкви, которые заставили его очень сильно переживать. Коринф и Ефес были стратегическими центрами на географических пространствах существующего мира, и потому, для Павла духовное здоровье церквей в этих центрах было очень важно. Оба центра вызывали у него большую озабоченность. Некоторые люди в Коринфе отрицали авторитет Павла и серьезно его критиковали. И в этом проявлялось не просто личное отношение. Если бы оппонентам Павла удалось ослабить его авторитет среди членов Коринфской церкви, они, в этом случае, могли бы свободно учить коринфян чему угодно, манипулируя верующими без всяких ограничений. Из-за того, что Павел продолжил свое служение в Ефесе, восстал весь город. Из Ефеса Павел отправился в Македонию, где он начал писать второе Послание к Коринфянам (2Кор 1–9).

В первую очередь, Павел приветствует коринфян и благодарит Бога за то, что Он утешил его после тех трудностей, которые он недавно пережил. Далее он переходит к рассказу о том, что происходило с ним со времени того «скорбного» прихода к ним, а также он объясняет, почему он пишет им вместо того, чтобы прийти к ним.

Вопрос: Помимо этой причины, что является главной темой или вопросом, о которой Павел говорит в этом Втором послании к Коринфянам?

Также как и в других посланиях, Павел от самого начала объясняет цель написания этого послания. В данном случае он собирается говорить о страдании в христианской жизни.

Поскольку некоторые верующие из Коринфской церкви продолжали подвергать сомнению его авторитете как апостола, он повторяет, что его призвание быть апостолом для язычников пришло напрямую от воскресшего Христа, когда он находился на пути в Дамаск. Но свидетелями его особого призвания были также Иаков, Петр и Иоанн—лидеры церкви в Иерусалиме. Подчеркивая эти моменты, Павел, тем самым, стремится решить вопрос влияния «лжеапостолов», которые пытались установить собственный авторитет над коринфянами и увести их от истин Евангелия, которое проповедовал Павел.

В своем вступлении к главной теме этого послания, Павел не упоминает коринфян, как свидетелей его апостольства—то, что было вполне естественно сделать, и на чем можно было сосредоточить свои мысли. [В ходе своих рассуждений он ссылается на это в 3:3]. Вместо этого он предлагает им посмотреть на его жизнь, которая посвящена Христу и апостольскому служению. Павел мог указывать на чудеса, которые Господь совершал через него, а также он мог сослаться на то особое откровение, которое Господь однажды милостиво ниспослал ему. Но только посвященность и самопожертвование были для апостола Павла истинными знаками его авторитета и апостольского признания.

Вопрос: Некоторым церквям нравится обращаться к своим лидерам, как к «апостолам». Является ли это правильным использованием этого термина?

Это правда, что некоторые церкви имеют подобную практику, но с точки зрения Библии, было бы более корректно применять этот термин только по отношению к апостолам ранней Церкви. Присутствует ощущение, благодаря которому те, кто «послан» посредством божественного дозволения, рассматривают самих себя как «апостолов», но когда мы изучаем документы Нового Завета, термин «апостол» содержит в себе особое значение. Эти люди были агентами, через которых Бог не только дал Свое слово Церкви, но и помог сохранить его точность. В этом смысле, термин «апостол» более не применим к кому-либо с того времени.

Приветствие (1:1–2)

Послание адресовано «церкви Божией, находящейся в Коринфе». Церкви не являются всего-лишь сообществами, которые объединяют единомышленников ради религиозных целей. Они являются сообществами, которые принадлежат Богу, и которые направлены на определенные отношения с Ним. Церквям необходимо помнить об этом и не пытаться поступать так, как если бы они сами решали, как они будут себя вести. Поскольку церковь Коринфа была Божьим владением, любая угроза ее чистоте или посвященности Христу, серьезно заботили Павла (1Кор 3:16–17; 5:6–8; 2Кор 11:2).

Это послание адресовано не только верующим Коринфа, но и верующим по всей Ахаии.
Благодарение (1:3–11)

Интересно отметить, как Павел христианизировал слова существующего иудейского славословия. Во времена Павла люди, приходившие на богослужение в синагогу, молились: «Благословен Ты, Господь Бог наш и Бог наших отцов». Павел перестраивает это славословие таким образом, чтобы сделать Бога «Богом и Отцом нашего Господа Иисуса Христа».

Вопрос: Люди говорят о «боге» в различных религиях. Некоторые даже говорят, что это не имеет значения, какой религии вы принадлежите, потому что мы все поклоняемся одному «богу». Разве не существует опасность в такого рода мышлении?

Христиане не должны забывать различать родового «бога» и Бога, Который является Отцом нашего Господа Иисуса Христа. Он не является неким «богом», но Который является Богом и Отцом всех нас. Лжеапостолы, которые заполонили Коринфскую церковь, возможно, заявляли, что Павел учит не об истинном Боге Ветхого Завета, потому что люди Ветхого Завета не обращались к Богу, как к Отцу. Согласно их учению, Бог мог быть Отцом Израиля, но не мог быть Отцом каждого человека. Павел полагает основание для своего последнего аргумента отвечая, что у человека есть единственный путь обращения к Богу, как к Отцу—через Иисуса Христа, Сына Божьего. Отвергать Иисуса, как Сына Божьего, равносильно отрицанию того, что Бог есть Отец.

Переживая страдания и преследования, Павел ощущал милосердие и сострадание Отца и получал утешение от Бога. Теперь он был в состоянии называть Его Богом милосердия и утешения (3). Из собственных Писаний Ветхого Завета евреи знали о том, что Бог милостив. Но Павел приходит к тому, что в акте спасения, совершенного Иисусом Христом, открылась новая глубина милосердия и сострадания Бога. Апостол представляет главную тему своего послания, когда он говорит о Боге, Который является Богом утешающим.

В Евангелии от Луки 2:25 мы читаем о Симеоне, «чающем утешения (‘параклесин') Израилева». Этим ожидаемым утешением является избавление, которое Господь совершит через посланного Мессию. И окончательное утешение, которое совершится в славе, еще ожидает Божьих людей, и приход Мессии дает им предвкушение этого грядущего утешения или 'параклесин'.

Ст. 4. Теперь Павел продвигается от общих описаний «Бога утешающего» к разговору о Боге, как о Том, Кто «утешает нас во всякой скорби нашей». Павел подразумевает под этим физические трудности, опасности, преследования и волнения, которые он переживал в своих миссионерских хождениях. Интересно, что Павел мог говорить так, потому что там было много ситуаций, когда Павел не был избавлен от серьезных трудностей и опасностей. Иногда Господь избавлял Павла от всех его скорбей в том смысле, что ни одна из них не становилась для него фатальной. С другой стороны, Павел понимал Божье утешение, как ободряющую и укрепляющую благодать в скорбях.

Получив утешение, которое дал ему Господь, Павел понимал, что он был в лучшем положении для того, чтобы утешать других. Сам факт того, что Господь послал ему утешение, значил то, что Бог может сотворить тоже самое и по отношению к другим.

Вопрос: Что имеет в виду Павел, когда говорит, что страдания Христа умножаются в нашей жизни (ст. 5)?

Он говорит о том, что существует определенный вид солидарности между Христом и Его людьми. Иисус предрекал, что и Он, и Его последователи будут страдать. Когда Иисус противостоял Савлу на его пути в Дамаск, Он задал ему вопрос о том, почему тот гонит Его, когда Павел преследовал членов Церкви. В этом коротком отрывке из пяти стихов, 17 раз, прямо или опосредованно, говорится о страданиях.

Когда у Павла, несомненно, были проблемы со здоровьем, деньгами, когда он находился на грани выживания, когда он испытывал сложности в отношениях с людьми, верность Христу и служению были причиной большинства его проблем.

В концепции Слуги Божьего, представленной в книге пророка Исаии 40–66, предсказаны страдания Слуги и всех тех, кто таким же образом будет стремиться служить Господу.

Вопрос: Каким образом коринфяне участвовали в этом утешении?

Они были начатками служения апостола Павла в Ахаие и Бог обещал им спасение в конце времен.

Вопрос: Как коринфяне участвовали в страданиях всех верующих, то есть страданиях Христа?

[Павел не говорит о них, как о людях, которые разделяли его страдания или страдания его соработников.] Вполне возможно, что верующие переживали конфликт с друзьями и родственниками как результат того, что они становились верующими. Это меняло их жизнь, особенно в таком городе, где процветало язычество и вольные нравы.

История, которую поведал коринфянам апостол Павел, о том, как Господь утешал его в различных ситуациях, должна была ободрить их вспомнить подобное утешение, которое они получили, когда находились в скорби по причине их веры в Иисуса Христа.

Несмотря на все те проблемы, с которыми столкнулся Павел, беседуя с коринфянами, и несмотря на все то напряжение, которое часто существовало между ними, он завершает это благодарение словами: «И надежда наша о вас тверда» (7).

В 8 стихе Павел переходит от тех общих страданий, которые переживают христиане, как результат их отождествления с Иисусом Христом, к тем вещам, с которыми он недавно столкнулся в Асии. Он желает поведать своим читателям обо всем, что с ним случилось—и почему. Павел подготавливает их к главной теме своего послания: что сила Божья проявляет себя в немощи. Такой взгляд для лжеапостолов выглядел, как странный и абсолютно неприемлемый. Такого рода представления оказывали сильное влияние на тех коринфян, кто предпочитал верить в намного более удобную разновидность христианства. Эти лжеапостолы применяли к коринфянам позицию силы, а их жизнь и служение являли христианам Коринфа совершенно иное представление о христианской жизни. На самом деле, Павел называет такие взгляды «иным евангелием»—евангелием, которое не имеет ничего общего с основами христианской вести.
Трудности, с которыми столкнулся Павел в Асии, могли быть известны коринфянам из той информации, которую они получали из различных источников, но мы не можем быть уверены в этом полностью. Павел мог указывать на возмущение в Ефесе, упомянутое в книге Деяний 19:23–40. И если это так, то опасность, которая угрожала жизни апостола, была значительно более серьезной, нежели та опасность, о которой говорится в книге Деяний. Некоторые комментаторы предполагают, что опасностью, которая грозила Павлу, была болезнь, от которой он мог умереть. Все, что мы знаем со слов Павла—это то, что он находился под таким сильным давлением, что ему казалось, что он не выживет. Он полагал, что смерть уже близка. Казалось, что «приговор смерти» уже произнесен над ним (ст. 9), что он просто ждет своего исполнения.
Павел, прошедший этот опыт, говорит, что он смог научиться полагаться на Бога, а не на себя. Только тогда, когда мы, будучи христианами, проходим через подобный урок, мы находим истинное утешение, безопасность и уверенность, которые можно найти только в Боге. Надеяться только «на Бога, воскрешающего мертвых». Умереть—значить перестать существовать. Когда мы таким образом рассматриваем себя пред Богом, тогда Бог является всем тем, что мы имеем, и нам не нужно полагаться на кого-то еще или на что-то еще.

Была ли это физическая болезнь, которая могла стать смертельной для Павла, были ли это трудности, с которыми Павел столкнулся в Коринфе, все это могло привести апостола к той черте, за которой вся его уверенность в себе превращалась в ничто, за которой с ним могла остаться только его надежда на Бога, и на Него одного. Коринфяне верили, что христианская жизнь пролегает на путях утешения, безопасности и процветания. Они полагали, что они могут избежать страдания. Подобного рода послание все еще проповедуется некоторыми и сегодня. Павел говорит им о том, что это невозможно. Путь к христианской зрелости и возрастанию во Христе ведет ко все более и более ослабеваемому чувству уверенности в себе и ко все возрастающему полаганию на Бога и уверенности в Нем.

Эта уверенность растет вместе с нашим опытом переживания Божьего освобождения. Он освободил нас в прошлом и Он будет освобождать и избавлять нас «при содействии и вашей молитвы за нас» (ст.11). И, как результат молитв большинства, это произведет во многих людях благодарность Богу за тот дар благодати, который был послан Павлу.

Вопрос: Что Павел имеет в виду?

Здесь Павел мог бы сказать, что в пьесе есть множество самых разных действующих лиц, но все они сотрудничают для той же самой развязки, и все они соединятся в том же самом благодарении, когда эта развязка произойдет.

Отношения апостола Павла с коринфянами на текущий момент—1:12–2:13.

Изменение Планов Апостола Павла (1:12–2:4)

В этом разделе Павел защищает свою непорочность, поскольку его личность и его действия подвергаются критике.

Защита Непорочности В Целом (1:12–14)

«Ибо похвала наша сия»—говорит Павел. Павел опирается на идею похвалы более, чем кто-либо из авторов Нового Завета. Он применяет этот термин и в позитивном, и в негативном смысле. В позитивном смысле это означает «уверенность», другими словами, «это есть уверенность наша». Применяемый в негативном смысле, этот термин указывает на необоснованную самоуверенность, основанную на личных достоинствах и способностях. Позитивный смысл указывает на обоснованную уверенность в том, что совершено Богом, а также наделяет апостола Павла силой для дальнейшего служения (Рим 15:17–19).
Ст. 12. Затем Павел говорит коринфянам, что его совесть чиста и это подтверждается тем, как он вел себя среди них. Уверенность для апостола Павла означала присутствие человеческой совести, которая позволяет распознавать, являются ли действия человека правильными или неправильными. Совесть не является голосом Божьим. Это способность человека, которая может проявлять себя хорошо или дурно, ввиду того, что она подвержена влиянию греха. И потому нашу совесть никогда нельзя рассматривать, как единственную инстанцию, которая выносит суждения по поводу нашего поведения. Окончательный суд вершит Господь. Мы должны постоянно обновлять наше понимание правильного и неправильного посредством Слова Божьего, чтобы яснее понимать истину. Не сказал ли автор Послания к Евреям в пятой главе 14 стихе, что «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»? Это очень верно.

Общался ли Павел с неверующими в миру, находился ли он с верующими, в его сознании всегда присутствовало понимание святости Божьей, что, в конечном итоге, и определяло его искренность. Когда Павел общался с верующими, он не полагался на мудрость мира сего. Будучи Божьим посланником, он отвергал любые сомнительные методы, которые он мог использовать для своего служения. Павел часто противопоставляет мудрость мира сего и божественную мудрость. Когда проповедник пытается произвести впечатление на свою аудитория с помощью мирской мудрости, он стремится манипулировать этой аудиторией и прибегает к хитрости (см. 4:2) или к одаренности (См. 1Кор 2:1). Павел осуществлял свое служение по милости Божьей. Иными словами, он полностью полагался на Бога и на демонстрацию Его силы. Павел не собирался манипулировать ситуацией, показывая, как работает Господь.

Он говорит им, что его мысли сходятся с тем, о чем он им пишет. Он также говорит о том, что в его словах нет никакого скрытого смысла или неправды. Когда все свершится и настанет последний день, он станет им хвалою, также, как и они станут его хвалою. В этот день верующие из Коринфа будут хвалою для Павла, поскольку они станут свидетельством того, что миссия Павла успешно выполнена. Об этой миссии сказано в Послании к Римлянам 1:5—«чтобы во имя Его покорять вере все народы». В тот день они прийдут к пониманию того, что тогда они понимали его лишь частично.

Обоснование Изменившихся Планов Путешествий (1:15–2:4)

Поскольку Павел был уверен во взаимной любви между ним и коринфянами, он планировал посетить их снова. В 1Кор 16:5 он обещает посетить их после его путешествия в Македонию, но затем он также решает посетить их перед Македонией, так чтобы они могли иметь двойную отраду. Таким образом, он намеревался посетить их дважды. Говоря об утешении, Павел подразумевает духовное утешение от своего служения среди них. В Рим 1:11–12 он выразил это следующим образом: «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некоторое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею». Такое желание было у Павла и к христианам в Коринфе.

И, при всем этом, Павла критиковали за то, что он меняет свои планы. Его обвиняли в том, что он не сдерживает свои обещания. На это Павел отвечает следующим образом: «Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?».

Павел клянется, что он не таков. Он часто прибегает к клятве, когда желает защитить себя от несправедливых обвинений.

Вопрос: Разве Иисус не запретил христианам клясться или давать присягу?

Очевидно, что в ранней церкви слова Христа, которые выражали отношение к клятве в Мф 5:33–37, воспринимались, скорее как критика неправильного применения клятвы, а не ее запрет. Согласно тому, что сказано в Евангелии от Мф 26:63, Христос Сам был готов к тому, чтобы поклясться, когда Он отвечал первосвященниками.

Очевидно, Павел чувствовал, что если некоторые люди не доверяли его планам путешествий, то они могли также отнестись и к его проповеди. И на это Павел отвечает, что послание, которое он или Силуан, или Тимофей, несут им, абсолютно достоверно. Во Христе не существует «да» и «нет», но, скорее, всегда есть вечное «да». И это последнее «да» зависит не от человека, а от Христа. Все обетования Ветхого Завета относительно мессианского века, в конечном итоге совершатся во Христе. И там нет ни «если», ни «но» по поводу этого вопроса. Это определенно.

Когда мы добавляем «аминь» в ответ на Божьи обетования во Христе, эти обетования становятся действенными для нас, и, в результате, мы действительно будем воздавать славу Богу за Его милость по отношению к нам.

Это Христос, Который не меняется, и Который запечатлел Павла и дал поручение ему и его соработникам, как вестникам, несущим Евангелие. Также, во Христе, они получили печать Святого Духа. И это Господь является Гарантом того послания, которое несет апостол Павел, и Он же является Гарантом его планов путешествий. Когда Павел говорит о том, что Христос утверждает его, он применяет термин «бебайоо», слово, которое указывает на то, что будут выполнены определенные приготовления. Термин «уполномочен» несет в себе идею «помазания»—помазания Духом Божиим. Павел еще более усиливает это, говоря, что Бог «дал залог Духа в сердца наши». Здесь мы сталкиваемся с торговой терминологией, употребление которой указывает на то, что оплаченный залог является гарантией того, что полная оплата будет произведена в надлежащий срок. Все это гарантирует честность и надежность всего того, о чем говорили и что совершали в Коринфской церкви Павел и те, кто приходил вместе с ним. Все они вовлечены в труд Божий, и если это гарантирует надежность Евангелия, которое они проповедуют, тогда это также является гарантией надежности любых планов путешествий, которые они составляют. Если Евангелие, которое Павел принес к ним, верно, тогда и его планы, руководимые Духом, также заслуживают доверия.
Павел вновь клянется в том, что причина, по которой он вновь изменил свои планы, связана с тем, чтобы они избежали еще одного «болезненного» визита. Вместо этого он отправляет им письмо, чтобы они могли разрешить свои проблемы самостоятельно и, таким образом, сделать следующее посещение апостола более отрадным. Будучи апостолом, он мог прийти к ним со словами осуждения, но он предпочел ожидать того, когда они сами изменятся. Павел считал себя слугой Господа. Этот образ ведет свое происхождение от образа Слуги в книге пророка Исаии 40-66. Задача Слуги состояла в том, чтобы приводить людей к правильным отношениям завета с Богом, а также готовить их к тому, чтобы они становились Божьими слугами в этом мире. То, что Павел делал в Коринфе, характеризовало первый этап тех задач, которые были поставлены перед слугой—апостол приводил коринфян к правильным отношениям завета с Богом. Метод, с помощью которого он осуществлял этот труд, был похож на тот метод, который применял Слуга Господа из книги пророка Исаии. Павел трудился с ними для того, чтобы в результате они испытали радость!

«Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?».

Вопрос: К кому обращается Павел? Была ли это община, не желающая поступать так, как ей следовало поступать? Или он ссылается на определенного человека, который оскорбил их и Павла своим поведением?

Очевидно, Павел огорчил и общину, и кого-то персонально, но он надеется, что через покаяние этого человека и через восстановление его отношений с собратьями по вере, все они заставят Павла радоваться.
Павел говорит, что его послание написано именно так потому, что он не хотел огорчаться о тех, о ком он хотел бы порадоваться. Он был уверен в том, что, в конце концов, их поступки будут радовать и его, и их самих. Неужели покаяние и восстановление грешника не обрадует их всех?

Павел говорит о том, что он писал это «строгое» послание со слезами, от великой скорби и от стесненного сердца.

Вопрос: Страдал ли Павел физически в момент написания послания?

Выражение «от великой скорби» свидетельствует в пользу этого. С какими бы трудностями ему не пришлось сталкиваться, и не взирая на то, что ему было больно писать такое послание, Павел не желал причинить боль своим посланием, напротив—он желает, чтобы они знали, насколько сильно он любит их и печется об их духовном благополучии. Движимый истинной любовью, Павел боролся с трудностями, а не закрывал на них глаза.

Прощение Обидчика (2:5–11)

Строгость послания Павла доказала свою эффективность и церковь приняла определенные меры к наказанию обидчика. Павел узнал об этом от Тита, но прежде, чем мы выясним детали новостей, переданных Титом, по стиху 13 видно, что существовало долгое отступление. В послании к церкви Павел говорит, что обида, причиненная кем-либо, является не только его болью, но и их. Им нужно было понять, что проблема затрагивает их всех.

Затем Павел переходит от причиненной обиды и вынесенного наказания к необходимости восстановления обидчика. Он говорит им, что достаточно наказания от многих. Слово для наказания, в дополнительной библейской литературе, используется как необходимость законного взыскания или наложения каких-либо коммерческих санкций; в данном случае речь идет о законном взыскании. Это показывает, что проблема была решена официально, по согласию остальной части общины. Павел убежден, что этого достаточно, так как это, очевидно, привело обидчика к покаянию.

Теперь Павел говорит, что следующий шаг—это простить его, чтобы он не чувствовал себя поглощенным печалью. В наказании важно не сломать человека, а привести его к покаянию и увидеть его обновленным в братстве. Он говорит, что писал так, чтобы испытать их: во всем ли они будут послушны. Павел не ждал послушания ему лично, но послушания Евангелию и тому, что оно говорит. Павел последовательно основывает свои этические требования на Евангелии, а не на своей личной власти. Верующие должны быть послушны не ему, а Евангелию, т.е. Слову Божьему. Это неотъемлемая часть всех его доводов, во всех проблемах, которые он освещает в своих посланиях.

Он продолжает, говоря, что «кого вы в чем прощаете, того и я». Он делает это ради них, чтобы они, видя, что обидчик обновлен для братства, могли, наконец, сдвинуться с этой точки, и не позволить сатане причинить им вред.

Вопрос: Каким образом сатана мог воспользоваться ими?

Это выражение предполагает, что сатана будет пытаться ввести их в заблуждение по поводу чего-то, что им принадлежит. В данном случае, другой член церкви. Павел знал, что дьявол активно участвует в разделении церкви, подрывая веру и добрый порядок в церкви. Любой член общины, который потерян для Христа среди жизни церкви, является торжеством для сатаны.

Ожидание Тита (2:12–13)

Это происходило немного позже, после возвращения Павла в Эфес со своего первого посещения и перед тем, как он написал свое «строгое» послание церкви в Коринфе, что он пошел в Троаду, которая являлась важным морским портом и коммерческим центром. По некоторым причинам, для миссионерской стратегии Павла, этот город мог быть так же важен, как и Эфес.

Когда он добирается туда, то говорит, что Господь открыл перед ним дверь, дав возможность проповедовать Евангелие. Но, несмотря на то, что там были большие возможности, он не мог найти покоя, думая о том, к чему привело его строгое послание. Когда Павел пошел в Троаду, он надеялся встретиться с Титом. Тит играл ключевую роль в отношениях между Павлом и церковью в Коринфе. Одно из пастырских посланий было написано Титом, который в то время вел активную работу на Крите, наставляя там старейшин в церквях.

Когда Тит замедлил с возвращением в Троаду, Павел еще более обеспокоился и поэтому решил идти в Македонию, где он, наконец, встретился с Титом и узнал от него все новости. Однако этот отчет не появляется вплоть до 7:5–16. Тот факт, что Павел был готов оставить большую возможность, предоставленную ему в Троаде, только лишь для того, чтобы встретиться с Титом, показывает насколько сильно его волновали известия о том, что произошло в результате его «строгого» послания.
В следующей лекции мы рассмотрим длительное отступление в Послании Павла, как он говорит о природе своего служения, и как Господь поддерживал его, когда он находился в печали.